ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР
Детский фольклор дает возможность родителям уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к сказкам, былинам потешкам и другим жанрам.
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки– песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки– игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички– обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки – короткие стихи, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки– незаметно обучающие детей правильной и быстрой речи.
Дразнилки – веселые, шутливые, метко называющие какие- то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, перевертыши –песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Докучные сказки - это короткие сказки, у которых нет конца, а действие повторяется множество раз.
Фольклор можно использовать: в обучении правильному произношению; в приобщении детей к национальной культуре; в беседах; в наблюдениях; в играх; в театрализованной деятельности; в инсценировках.
Самые любимые игры для детей – это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность.
Следующий вид игр, в которых используется детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняются следующие движения: самомассаж, шевеление пальчиков, поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки, разведение пальцев и их сведение, хлопки, сжимание пальцев в кулак и разжимание, помахивание кистями - сверху вниз, помахивание кистями к себе и от себя, вращение кистей - «фонарики».
Вместе с движениями произносим слова:
У бабы Фроси пяток внучат, у бабы Фроси пяток внучат,
(Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую).
Все каши просят, все криком кричат:
(Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).
Акулька - в люльке, Аленка - в пеленке,
Аринка - на перинке, Степан - на печке, Иван - на крылечке.
(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).
Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, используется показ выразительных движений. Например, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ ребенок может сопровождать выразительными пантомимическими движениями и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки: Я рыжая лисица я бегать мастерица, я по лесу бежала, я зайку догоняла. И в ямку - бух!
Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Игры с использованием фольклорного материала: потешек, прибауток, приговорок, колыбельных – сделают детей и родителей ближе духовно, способствуют развитию речи.