ru be en

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР

Детский фольклор дает возможность родителям уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к сказкам, былинам потешкам и другим жанрам.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки– песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки– игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички– обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки – короткие стихи, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки– незаметно обучающие детей правильной и быстрой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, метко называющие какие- то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, перевертыши –песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказки - это короткие сказки, у которых нет конца, а действие повторяется множество раз.

Фольклор можно использовать: в обучении правильному произношению; в приобщении детей к национальной культуре; в беседах; в наблюдениях; в играх; в театрализованной деятельности; в инсценировках.

Самые любимые игры для детей – это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность.

Следующий вид игр, в которых используется детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняются следующие движения: самомассаж, шевеление пальчиков, поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки, разведение пальцев и их сведение, хлопки, сжимание пальцев в кулак и разжимание, помахивание кистями - сверху вниз, помахивание кистями к себе и от себя, вращение кистей - «фонарики».

Вместе с движениями произносим слова:

У бабы Фроси пяток внучат, у бабы Фроси пяток внучат,

(Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую).

Все каши просят, все криком кричат:

(Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).

Акулька - в люльке, Аленка - в пеленке,

Аринка - на перинке, Степан - на печке, Иван - на крылечке.

(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, используется показ выразительных движений. Например,  как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ ребенок может сопровождать выразительными пантомимическими движениями и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки: Я рыжая лисица я бегать мастерица, я по лесу бежала, я зайку догоняла. И в ямку - бух!

Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Игры с использованием фольклорного материала: потешек, прибауток, приговорок, колыбельных – сделают детей и родителей ближе духовно, способствуют развитию речи.