«Формирование мотивационной готовности детей старшего возраста к обучению в школе».
Консультация
«Формирование мотивационной готовности детей старшего
возраста к обучению в школе»
Начало обучения в школе позволяет занять ребенку новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Большинство детей в основном готовы к школе. Значимость мотивационного компонента в структуре готовности к обучению очень велика. От характера мотивов зависит и выбор средств достижения результатов деятельности, и характер действий.С мотивами связаны и операции контроля и оценки полученного результата деятельности.
Мотивационная готовность – наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Поэтому, ребенок и стремится в школу, так как хочет иметь определенные права, а также закрепленные за ним обязанности, например, рано вставать, готовить уроки( которые обеспечивают ему новое статусное положение и привилегии в семье).пусть он еще полностью не осознает , что для того, чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют внутреннюю позицию школьника. Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он будет там выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка.
Если вы хотите помочь ребенку учиться в школе радостно. Начните со следующего:
-расскажите, что значит быть школьником, какие обязанности появятся в школе,
-воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получении. Новых знаний,
-на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного расписания,
-воспитывайте произвольность, управляемость поведения,
-никогда не говорите, что в школе неинтересно. Что это напрасная трата времени и сил.
Взаимодействие с ребенком, контакт с ним, естественно исключают авторитарность, угрозы. «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут».
-нужно прививать ребенку уважительное отношение к учебному труду, подчеркивать значимость для всех членов семьи, непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учеба пойдет успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования.
Интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, т.е. к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе является первым этапом развития мотивационной готовности. А потом и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, т.е. должна появиться собственно познавательная мотивация.
Мотивационная готовность к школе является предпосылкой к успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «позиции школьника». В случае несформированной мотивов учения ребенок очень трудно привыкает к новым условиям, коллективу, учителю, недостаточно хорошо воспринимает школьный материал, что приводит к дезаптации.
Проблем можно избежать если соблюдать самые простые правила:
-Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую то секцию. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для детей.
-Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 15 минут, поэтому каждые 15 минут дома, делая уроки, надо давать ребенку физическую разрядку.
-Компьютер или телевизор, требуют большой зрительной нагрузки, не более часа в день. Так считают неврологи и офтальмологи.
-Поддерживайте, не ругайте за двойки, поддерживайте веру в себя!
Подготовила: Киселева А.В.,
педагог-психолог