ru be en

ПРОФИЛАКТИКА ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ НАД РЕБЕНКОМ

ПРОФИЛАКТИКА ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ НАД РЕБЕНКОМ

Как определе­но в юридической справочной литературе, «насилие — это воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией право граж­дан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле)». При­менительно к ребенку, права которого специфичны вследствие слабости и зави­симости от взрослых, насилие может проявляться не только как физическое, сексуальное, психологическое, моральное, но и в виде пренебрежения основ­ными интересами и нуждами детей.

Жестокое обращение с детьми, насилие — любые умышленные действия или бездействие родителей, педагогов и других лиц, от которых ребенок нахо­дится в зависимости, наносящие ущерб его физическому или психическом) здоровью, нарушающие развитие личности ребенка, его психическое развитие или социализацию.

Выделяют четыре вида жестокого обращения с детьми:

■  физическое насилие — нанесение ребенку физических повреждений, включая телесные наказания, вовлечение детей к употреблению алко­голя, наркотиков и других токсических веществ;

■  сексуальное насилие - использование ребенка для удовлетворения сек­суальных потребностей взрослого или с целью извлечения прибыли (во­влечение детей в занятие проституцией и порнографию), демонстрация детям порнографической литературы;

■  психическое (эмоциональное) насилие отсутствие любви и внима­ния к ребенку, словесные оскорбления, унижение достоинства ребенка, брань и угрозы в его адрес;

■  пренебрежение основными нуждами ребенка неудовлетворение со стороны родителей или лиц, их заменяющих, естественных для нор­мального роста и развития потребностей ребенка в пище, жилье, одеж­де, заботе, медицинской помощи, образовании.

Жестокое обращение с детьми не может просто рассматриваться как след­ствие психической патологии или морально-этической неразвитости конкрет­ного взрослого. Это — социально-психологическое явление, отражающее осо­бенности положения, занимаемого ребенком в обществе. Исторически сложи­лось так, что и в семье, и в обществе он находится в зависимом положении, а его поведение полностью контролируется взрослыми. Очень часто он оказыва­ется для последних удобным и единственно возможным объектом для демонст­рации своей власти и контроля.

К косвенным формам эмоционального насилия иногда относят:

■  неупорядоченность взаимных отношений родителей, их неспособность найти между собой общий язык;

■  разрешение конфликтов между родителями силовым воздействием;

■  манипулирование ребенком во взаимных отношениях;

■ попытки изменить темперамент ребенка (успокаивать холерика или подталкивать, ускорять флегматика).

Пренебрежительное отношение проявляется, когда ребенок из-за недобро­совестного выполнения родителями или лицами, их заменяющими, своих обя­занностей, испытывает острую или хроническую нужду в питании, одежде, жи­лище, гигиене, безопасности, любви и заботе, медицинской помощи, образова­нии и других условиях, необходимых для его физического, интеллектуального и эмоционального развития.

В последние годы стали выделять и экономическое насилие, которое констатируют, если:

■  не удовлетворяются основные потребности ребенка, его поведение кон­тролируется с помощью денег;

■  взрослыми растрачиваются семейные деньги;

■  ребенок используется как средство экономического торга при разводе. Очень тонкая работа предстоит сотрудникам социально-педагогической и психологической службы, если физическое насилие над ребенком происходит в семье. Основные причины жестокости родителей носят социально-экономический или психологический характер. В качестве социально-экономических причин выступает, прежде всего, нищета, ее истоки и последст­вия в виде безработицы, перенаселенности, социальной изоляции, закрытости, наконец, стрессового состояния взрослых, не умеющих управлять своими эмо­циями и «разряжающихся» на наиболее доступных и находящихся в зависимом положении объектах.

К психологическим причинам относят низкий образовательный, правовой и культурный уровень родителей, традиционные методы воспитания с приме­нением физических наказаний, конфликты в семье, а также отсутствие навыков и умений в воспитании детей, знаний о ненасильственных методах воздействия на ребенка.

Кроме причин можно выделить и факторы риска, способствующие уве­личению случаев жестокого обращения с детьми. В их число включают сле­дующие характеристики семьи или ребенка:

■  неполные, многодетные и приемные семьи, присутствие отчимов или мачех;

■  наличие в семье бывшего заключенного, а также больного алкоголиз­мом или наркоманией;

■  нежеланный ребенок, или имеющий особенности умственного (физиче­ского) развития, отличающийся девиантным поведением.

Работая с родителями, допускающими физическое насилие над детьми, нам приходится вначале обсуждать вопрос: «Можно ли наказывать детей?» Естест­венно, любой родитель порой может потерять терпение, и не дай Бог ребенку попасться под руку в этот момент. В результате рукоприкладство дает возмож­ность взрослому выплеснуть свой гнев, но не приносит пользы детско-родительским отношениям, поскольку не имеет ничего общего с воспитанием. Логика в случаях жестокого обращения родителей с детьми начисто отсутству­ет. Если физическим наказанием взрослые хотят доказать свою правоту или до­биться послушания, то это им вряд ли удастся. Ударив провинившегося ребен­ка, они демонстрируют только свое превосходство в силе, которое и так оче­видно, а, «уберегая» при помощи побоев детей от бед и сложностей предстоя­щей жизни, родители тем самым снижают порог их сопротивляемости соблаз­нам, препятствуют формированию устойчивости, поэтому специалисты соци­ально-педагогической и психологической службы, прежде всего, разъяс­няют родителям суть ненасильственных методов воспитания, воздействия на детей с учетом их интересов, способностей и возможностей. Существуют, вы­текающие из законов развития личности, апробированные временем правила, при соблюдении которых воспитание может быть успешным.