«Подвижная игра как средство обогащения двигательного опыта детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов
«Подвижная игра как средство обогащения двигательного опыта
детей дошкольного возраста»
Исключительная роль игры в образовательном процессе учреждения дошкольного образования является общепризнанной. Это основной вид деятельности дошкольника. Игра выступает и как форма организации жизни детей, и как метод обучения.
Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.
В развивающем аспекте особенно значимы игры с движениями. Потребность в движении, в двигательной активности ученые называют кинезофилией — врожденной биологической потребностью человеческого организма. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на здоровье, психофизическом благополучии детей.
Движение является обязательным компонентом любой игры дошкольника, выступая в качестве ее операционального состава. Имеется ряд исследований, где особо подчеркивается существование связи богатства движений с игровой мотивацией, умением развивать сюжет игры и сохранять к ней интерес. Низкий уровень двигательных умений, однообразие движений создают предпосылки к обеднению содержания игровой деятельности ребенка и, наряду с другими причинами, ограничивают его возможности реализовать себя в игре со сверстниками [8].
В физическом воспитании с давних пор широко используются подвижные игры как важнейшее средство разностороннего развития личности ребенка и его оздоровления. Истоки подвижных игр уходят корнями в глубину народные веков. Популярные подвижные игры развивались, обогащались новым содержанием, оборудованием, методиками. Проведены многочисленные научные исследования с целью поиска способов повышения их эффективности в образовательном процессе. В настоящее время подвижные игры для дошкольников имеют свою классификацию, методику проведения с учетом ведущей задачи игры. Особая направленность игр связана с обучением детей двигательным умениям, развитием их двигательного творчества, формированием навыков общения (А. Кенеман, Е.А. Тимофеева, Э.Я. Степаненкова).
В ряде исследований ученых отмечается загруженность старших дошкольников в связи с посещением дополнительных занятий статического характера, в том числе для подготовки к школе. Проблема нормирования и оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста остается крайне актуальной. Ребенок, осваивая ценности физической культуры, обширный арсенал двигательных умений, технику различных физических упражнений, обретает свой двигательный опыт. Его недостаточность у современных дошкольников приводит к дефициту двигательной активности и становится угрозой для физического и интеллектуального развития. У многих дошкольников отмечаются морфофункциональные отклонения. Важность формирования двигательного опыта в период дошкольного детства подтверждается в отечественных и зарубежных исследованиях.
В справочной литературе дано следующее определение двигательного опыта: это «объем освоенных человеком двигательных действий и способов их использования». При этом разнообразие двигательного опыта зависит от количества этих действий и способов их применения. В работах Т.В. Волосниковой и С.О. Филипповой отмечается, что становление произвольности движений, осознанности и самостоятельности способствует обретению двигательного опыта. Свидетельством того, что он освоен, является умение детей применять выработанный навык в игровой или проблемной ситуации.
Интерпретация понятия «двигательный опыт» чаще всего соотносится с:
- формированием двигательных умений, навыков и знаний;
- двигательной активностью;
- двигательной подготовленностью.
Рассмотрим содержание деятельности по формированию двигательного опыта дошкольников на примере подвижных и спортивных игр. Важным в этом плане представляется формирование когнитивного компонента двигательного опыта. Обогащение представлений ребенка о подвижных и спортивных играх, игровых ролях, игровых сигналах, элементарных знаний о технике, о способах выполнения действий, правилах игрового взаимодействия – важная предпосылка успешности педагогических воздействий в решении задач формирования двигательного опыта ребенка.
Дошкольников необходимо учить ставить цель, планировать двигательную деятельность и достигать определенных результатов. Это позволяет использовать приобретенный опыт в самостоятельной двигательной деятельности. Оценить результат формирования двигательного опыта в старшем дошкольном возрасте можно в процессе наблюдений (проявление инициативы, склонностей к разным видам двигательной деятельности, готовности к коллективному взаимодействию и т.д.).
Как подчеркивается в исследованиях Л.В. Абдульмановой и О.Ю. Зинченко, формирование двигательного опыта зависит не только от уровня развития двигательных навыков у ребенка, но и от его собственной самостоятельной деятельности, в которой наглядно отражена внутренняя мотивация.
Огромная воспитательная роль в трансляции двигательного опыта ребенка принадлежит взрослым (родителям и педагогам). Педагогу детского сада, руководителю физического воспитания необходимо учитывать, что положительному эффекту привлечения внимания дошкольников способствует эмоциональная подача информации, при этом часто используются такие педагогические приемы, как образцы решения конкретной игровой ситуации, включение реальных примеров из подвижных и спортивных игр в другие виды детской деятельности
Обогащению двигательного опыта старших дошкольников способствует организация поэтапного игрового взаимодействия (в парах, тройках, в командах) на материале подвижных и спортивных игр. В образовательном процессе, где дошкольник становится участником взаимодействия «ребенок – взрослый», «ребенок – сверстник», «ребенок – младший ребенок», «ребенок – старший ребенок», дети на практике знакомятся с социальными нормами поведения, осваивают способы общения, позволяющие регулировать межвозрастные взаимоотношения. Так, в процессе взаимодействия с детьми младших групп у старших дошкольников проявляется заинтересованность в общении, ориентация на желания малышей, а у младших детей формируется самоконтроль, сопричастность и ответственность за результат деятельности. Обратим внимание, что в пространстве взаимодействия детей и взрослых интересы могут быть общими либо существовать параллельно. Это оказывает отрицательное влияние на формирование двигательного опыта дошкольников. Взрослый может выступать как в качестве посредника, который знакомит ребенка с миром человеческих взаимоотношений, так и в качестве субъекта, ограничивающего самостоятельную деятельность дошкольника.
На практике от родителей и педагогов дети часто слышат: «не бегай», «не прыгай», «положи мяч» и т.д. По мнению М.В. Сапоровской, в процессе детско-взрослого взаимодействия возникает «межпоколенная связь» – процесс передачи информации не только от родителей к детям, но и от детей к родителям. Широко используются в системе дошкольного образования детско-родительские совместные проекты: «Если хочешь быть здоров...», «Всей семьей на стадион!» и др. Участие в них принимают и родители, и дети, и педагоги, при этом взрослые оказываются организаторами мероприятий.
Дети вступают в отношения со сверстниками и взрослыми в ходе физкультурно-игровой деятельности. Совместное с родителями проведение праздников и развлечений, включение взрослых в подвижные и спортивные игры дают ребенку возможность проявить силу, инициативу, приобрести опыт управления своими эмоциями, формируют рефлексивные способности. А главное – взрослые и дети получают заряд положительных эмоций. Чаще всего мы видим это в совместных физкультурных праздниках детей и родителей (например, «Начинается футбол, кто забьет в ворота гол?», «День семьи», «Богатырские состязания» и др.). Родители наблюдают не только за поведением своего ребенка, но и за действиями других детей, сравнивают, делают выводы. Если ребенок выполняет упражнение неправильно, поправляют его. Совместное выполнение движений в парах позволяет учитывать индивидуальные возможности ребенка. Таким образом, важное условие получения двигательного опыта ребенком – прочный контакт с родителем. Это помогает создать благоприятную, доброжелательную атмосферу, позволяющую дошкольнику успешнее осваивать двигательный опыт, а родители становятся активными посредниками между педагогом и детьми. Занятия в домашних условиях позволяют усилить эффект освоения двигательных действий. Активные родители создают и дома среду для развития, обучения и воспитания своих детей. Воспроизведение двигательных упражнений в измененных условиях позволяет дошкольникам улучшить их выполнение, включиться вместе с родителями в увлекательный мир подвижных и спортивных игр.
В старшем дошкольном возрасте двигательный опыт позволяет выразить эмоциональное отношение к социуму, деятельности. Выразительность движений, по мнению Е.В. Горшковой, является эффективным средством общения с социумом, которое помогает ребенку не только понять окружающих его людей, но и осознать свой внутренний мир, увидеть проблемы, а также выразить чувства и переживания. Изменение эмоций влияет на изменение характера движений. Беседы, направленные на решение проблемно-практических и проблемно-игровых ситуаций в ходе подвижных и спортивных игр, способствуют воспитанию. Дети учатся выражать доброжелательное отношение к окружающим, стремление к сотрудничеству. Они чувствуют себя субъектами и объектами детско-взрослого взаимодействия, учатся моделировать ситуации общения.
Организация сотрудничества в совместной деятельности по освоению подвижных и спортивных игр позволяет детям понять общую игровую цель, учит договариваться с другими дошкольниками о распределении ролей и процессе их исполнения. Дети поэтапно осваивают формы совместной деятельности – работу в парах, тройках, мини-командах, подгруппах и т.д.
Детско-взрослое взаимодействие положительно сказывается на обогащении двигательного опыта детей дошкольного возраста. Чем лучше ребенок освоил многообразные действия и движения, тем обширнее его контакты с окружающей действительностью. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые положительные эмоции – способ не только увеличения физиологических нагрузок, тренировки различных функций и систем, укрепления здоровья, но и эффективного обогащения двигательного опыта.
Источники
- Волошина Л.Н., Галимская О.Г. Двигательная деятельность как источник социального опыта дошкольника: Монография. Белгород // ГИК, 2017.
- Волошина Л.Н., Галимская О.Г. Обогащение двигательного опыта дошкольников в детско-взрослом взаимодействии в спортивных играх // Дошкольное воспитание. 2019. № 1.
- Волошина Л.Н., Исаенко Ю.М. А мы солнышко догоним... // Дошкольное воспитание. 2008. № 3.
- Голубева Г.Н. Формирование двигательного режима ребенка до 6 лет: Монография. М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006.
- Миленко В., Панова Т., Фирсова О. Всей семьей на стадион! Физкультурно-оздоровительный социальный проект // Дошкольное воспитание. 2014. № 9.
- Дедулевич, М.Н. Не пропустить миг игры: пособие для педагогов и родителей /.М.Н. Дедулевич. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2002. – 60 с.
- Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: Национальный институт образования, 2019. – 479 с.
- Шишкина, В.А., Дедулевич, М.Н. Подвижные игры для детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – Мозрь: Белый Ветер, 2014. – 88 с.
- Шишкина, В.А., Дедулевич, М.Н. Новые подходы к оценке двигательного развития детей дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 3.