«Техника безопасности на физкультурных занятиях»
«Техника безопасности на физкультурных занятиях»
для молодых специалистов
руководитель физического воспитания
О.М. Михеева
В дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительная работа организуется и осуществляется заместителем заведующей по основной деятельности, воспитателем, руководителем физического воспитания, медицинскими работниками. Каждый из них выполняет работу в соответствии с должностными обязанностями. Требования к деятельности этих специалистов имеют отличия в зависимости от решаемых задач общей физической подготовки детей, двигательной реабилитации. Однако педагогическая деятельность каждого направлена на одного ребёнка, поэтому действия их должны быть согласованы между собой. От этого зависит полноценное физическое развитие и воспитание детей, их здоровье.
Физкультурные занятия – это основная форма организации физического воспитания в детском саду. Для того чтобы физкультурное занятие прошло эффективно необходимы слаженные действия руководителя физического воспитания и воспитателя. Так как воспитатель является активным участником образовательного процесса на физкультурном занятии, то воспитателю необходимо самому знать методику обучения движениям, общеразвивающим упражнениям, особенности выполнения движения, технику выполнения, педагогические требования при обучении.
Маленькие дети постоянно требуют повышенного внимания, особенно если они занимаются какой-либо деятельностью: будь то игра или рисование, выполнение различных поделок или занятия на физкультуре. В любой деятельности детей одной из главных задач педагога является соблюдение техники безопасности.
Так как воспитатель является активным участником воспитательно-образовательного процесса на физкультурном занятии, то воспитателю необходимо самому знать методику обучения движениям, общеразвивающим упражнениям, особенности выполнения движения, технику выполнения, педагогические требования при обучении.
Воспитатель должен знать и понимать свою роль на занятии, в каждой его части и в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям лучше усвоить программное содержание. При этом его активность на занятии зависит, прежде всего, от возраста детей.
В чем заключается соблюдение техники безопасности на физкультурных занятиях?
1. Форма ребенка. Как с гигиенической точки зрения, так и с точки зрения безопасности у каждого малыша на занятии должна быть спортивная форма.
Перед физкультурным занятием воспитатель прослеживает за спортивной одеждой детей и обувью, чтобы были сняты майки и у детей ничего не находилось в руках и во рту. Воспитатель сам переодевается в спортивную форму. Перестраивает детей по росту: от самого низкого ребёнка до самого высокого.
2. Перед тем как отправиться в спортзал обязательно нужно выяснить кто из детей освобожден от физической нагрузки; проверить, нет ли у детей во рту жвачки, конфеты, леденца и др.
3. Переход детей из группы в спортзал должен осуществляться в сопровождении двух взрослых (первый - спереди детей, второй – сзади). Контролирует как дети заходят в зал и как строятся.
4. Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей:
а) все оборудование: гимнастическая стенка, комплексы, лесенки должны быть надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения;
б) инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня их груди.
Помещение, в котором организуется физкультурная деятельность, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым. Освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам. Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2-2,5кг. (Для ребенка старшего дошкольного возраста). Категорически запрещается привлекать детей к труду, представляющему угрозу инфицирования.
Материалы и оборудование.
- Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям.
- В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы.
- Запрещается использование в работе оборудования и инвентаря, предназначенных для взрослых; нецелесообразно, педагогически неоправданно и опасно применение предметов, выпускаемых промышленностью для игровой деятельности детей.
- Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии. Все колющие, режущие предметы должны храниться в недоступном для детей месте.
- В спортивном зале должно быть чисто, пол – сухой.
5. Для того, чтобы избежать травм, случайных растяжений и т. п, необходимо занятие начинать с хорошо продуманной разминки.
6. Все дети во время занятий должны быть постоянно в поле зрения РФВ и воспитателя. Ни в коем случае нельзя отвлекаться на посторонние дела (телефон, разговор с кем-либо и др).
7. Необходимо постоянно наблюдать за состоянием детей во время занятий, регулировать нагрузку упражнений согласно нормативной программе. Не следует давать детям упражнений, не соответствующих возрасту.
8. Обязательно страховать детей в тех видах упражнений, в которых требуется страховка. Даже если ребенок легко справляется с заданием, ни в коем случае нельзя его оставлять без страховки (например, лазанье по гимнастической стенке, ходьба по гимнастической скамейке и др).
9. Не разрешать детям (без ведома взрослых) брать в спортивном зале какой-либо инвентарь (мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки и др).
10. Перед проведением подвижных игр четко дать ребенку понимание того, что нельзя делать во время игры (например, толкать друг друга, тянуть за руку и др).
11. Никогда не оставлять детей в зале без присмотра даже на секунду.
12. Выход из зала после занятий должен быть организованным. Нельзя отпускать детей в группу одних.
Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям лучше усвоить программные задачи. При этом его активность на занятии зависит, прежде всего, от возраста детей. Наиболее активная роль принадлежит воспитателю младшей группы. Воспитатель выполняет всё с самого начала занятия: с входом в зал, построения детей в шеренгу и до его окончания: выход из зала спокойным шагом.
В средней, старшей группах воспитатель помогает руководителю физического воспитания в перестроении детей, раздаче и сборе спортивного инвентаря.
Во время выполнений общеразвивающих упражнений и в основных видах движений воспитатель следит за исходным положением и качеством движений, делает по необходимости замечания детям или поощряет тех, которые верно справились с заданием, применяя самые разнообразные приёмы.
Во время подвижных игр воспитатель следит за детьми, чтобы они правильно передавали игровой образ, не нарушали установленные правила.
Умения, знания и навыки, полученные детьми на физкультурных занятиях, воспитатель умело должен применять на утренней гимнастике и в повседневной жизни детей.
Ежедневные занятия с каждым ребёнком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю и руководителю физического воспитания осуществлять физическое развитие всех детей.
Примерное распределение обязанностей в ходе занятия:
1часть.
Руководитель физического воспитания – обращает внимание детей на правильность выполнения ходьбы и бега, выполняет бег вместе с детьми.
Воспитатель – следит за осанкой детей и за внешними признаками утомления, выполняет ходьбу вместе с ними.
При организации занятия воспитатель должен следить за состоянием детей, не допускать их переутомления. В случае появления внешних признаков переутомления, воспитатель предлагает ребенку отдохнуть, а затем переключиться на более спокойную деятельность.
2часть.
А) ОРУ
Руководитель физического воспитания – объясняет и показывает упражнение, контролирует его правильность выполнения.
Воспитатель – следит за правильностью выполнения упражнений, помогает детям, нуждающимся в индивидуальной помощи, помогает принять исходное положение, исправляет неверно выполненное упражнение, делает по необходимости замечания детям или поощряет тех, которые верно справились с заданием, применяя самые разнообразные приёмы.
Если дети выполняют общеразвивающие упражнения в звеньях, то РФВ контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель – в задних.
При выполнении упражнений с предметами (палки, обручи и т.д.) следить за достаточным интервалом и дистанцией между детьми.
Б) ОВД
Во время выполнения ОВД воспитатель так же должен знать, что существуют разные способы организации детей во время обучения движениям: фронтальный, групповой, индивидуальный.
При фронтальном способе организации все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение или делают одновременно разные движения. (Прыжки на скакалках, ловля и отбивание мяча). Фронтальный способ организации обеспечивает постоянное взаимодействие воспитателя и детей.
При групповом способе группу делят на (2-4) и каждая получает отдельное задание (Одна группа перебрасывает мячи друг другу, а вторая отрабатывает прыжки разными способами: на прав и лев ноге). После того как дети выполнят задание несколько раз, подгруппы меняются местами.
Руководитель физического воспитания – расставляет инвентарь, объясняет и показывает упражнения детям, контролирует правильность выполнения и обеспечивает страховку, занимается с первой подгруппой.
Воспитатель – контролирует правильность выполнения и обеспечивает страховку, вместе с детьми помогает убирать инвентарь, занимается со второй подгруппой.
При индивидуальном способе каждый ребенок делает упражнение по очереди, а воспитатель проверяет качество выполнения и дает соответствующие указания.
По мере освоения техники - ОВД выполняются потоком. Особую разновидность поточного способа представляет круговое («станционное») выполнение упражнений.
На одном занятии можно чередовать способы организации детей.
При использовании группового способа организации обучения РФВ занимается с одной группой, а воспитатель с другой. При организации поточного способа – кругового, воспитатель и РФВ делят «станции» между собой и следят на них за качеством выполнения упражнений.
Также воспитатель оказывает помощь при размещении оборудования, его уборке.
В) ИГРА
Руководитель физического воспитания – сообщает название игры, объясняет правила, показывает разметку площадки, руководит ходом игры и действиями детей.
Воспитатель – на первом этапе разучивания берет на себя роль ловишки, на последующих принимает участие в игре, следит за соблюдением правил и за внешними признаками утомления. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности. Во время подвижных игр воспитатель следит за детьми, чтобы они правильно передавали игровой образ, не нарушали установленные правила.
3часть.
Руководитель физического воспитания – сообщает название игры, объясняет правила, показывает разметку площадки, руководит ходом игры и действиями детей.
Воспитатель – следит за соблюдением правил, следит за осанкой, принимает участие в игре.
В заключительной части занятия физической культурой при подведении инструктором итогов, воспитатель также может выразить свое мнение о том, как прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось.
После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки и игры он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: Национальный институт образования, 2019. – 479 с.
- Ермак, Н.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в подготовительном классе: Пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Н.Н. Ермак. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2003. – 112 с.
- Шишкина, В.А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / В.А. Шишкина. – Минск: Национальный институт образования, 2011.– 136 с.
- Шебеко, В.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак. – Минск: «Універсітэцкае” 1998. – 183 с.
- https://nsportal.ru
- https://du47grodno.schools.by